История полузащитника Тимура Хаджимурадова, игравшего в школах «Москвы» и «Торпедо», но выбравшего карьеру в Бразилии.
К 22 годам Тимур Хаджимурадов поездил по многим московским и подмосковным академиям и командам. Закрепиться поначалу мешал невысокий рост, затем травмы и прекращавшие существование клубы. В итоге, разуверившись в возможности заиграть в России, Хаджимурадов отправился покорять Бразилию. Чуть больше месяца он находился на просмотре в команде «Витория» (штат Эспириту-Санту), и приглянулся тренерскому штабу. Теперь ждет в Москве получения рабочей визы, чтобы подписать контракт с клубом.
«Витория» выступает во втором дивизионе чемпионата Эспириту-Санту. Этот уровень сравним с 8-9 лигами Англии, где у каждого графства есть свой дивизион, и в нем выступают до 23 команд. Тем не менее, в Бразилии куда проще выйти в четвертый дивизион (аналог второй английской лиги). Для этого «Витории» достаточно будет два года подряд становиться чемпионом в своем штате.
«В академии «Спартака» сказали, что не дотягиваю»
- Я родом из Туркмении, там началась карьера, - рассказывает Тимур. - Отец тоже был футболистом, в сборной играл. Но быстро завершил карьеру, стал стилистом-парикмахером, а свою мечту о футболе вложил в меня. Когда мне исполнилось 11 лет, поехали в Москву. Сначала пробовался в «Спартаке», но там ребята техничные, мне чуть-чуть не хватало. Тренер сказал, мол, не дотягиваю до уровня, но могут предложить ФШМ «Торпедо». Так и зацепился в Москве.
В 13 лет пошел в «Мастер-Сатурн», училище Олимпийского резерва. В какой-то момент возникла проблема - маленький рост. А привозили габаритных мальчишек со всей России, особенно на мою позицию в центр поля. Я все больше сидел в запасе, иногда выходил во втором тайме.
- Ушли?
- Да, вернулся в Москву. И как назло начал расти, - смеется Тимур. - По своим друзьям стал искать команды, устроился в ФК «Москва». А когда клуб развалился, получил предложения из «Динамо» и «Чертаново». Но тренер просил держаться вместе, сказал, нас в «Торпедо» возьмет. Так и произошло.
- Не пожалели, что остались?
- В «Торпедо» мы занимали 4 место в первенстве России по 1994 году. По тем годам запомнил Камиля Муллина, который был со мной в «Москве». С Ташаевым были друзьями, но потом прекратили общение, не знаю, почему. Время от времени общаемся с Александром Ломакиным, воспитанником «Локомотива». Все хотел у него спросить, как в Португалии игралось. Тоже хочу после Бразилии туда поехать.
«Бояринцев сказал: «Езжай лечиться, будем иметь тебя в виду»
- В первую команду «Торпедо» было невозможно попасть?
- Нас всех просматривали, когда команда была в ФНЛ, но молодежь почему-то не подтягивали. В это время тренером был Игорь Чугайнов, немного странный человек, о чем-то своем всегда думал. Ходили слухи, что он пьет, а вообще многие жаловались на руководство, на тренера. Был какой-то бардак в клубе. В итоге, когда «Торпедо» вернулось в премьер-лигу, меня взяли на сбор с дублем. В ту пору я много общался с Денисом Бояринцевым, хороший мужик! Он нам много внимания уделял, часто играл с нами, был кем-то вроде играющего тренера.
Я уже думал, что основа рядом. Но первая же тренировка в Кратово - и травма, надрыв голеностопа. Врач говорит: «Пять дней, все будет хорошо». Но становилось все хуже. Бояринцев тогда позвал на беседу: «Как ты? У нас заявка скоро, нужно подписывать игроков. Лечись пока, будем тебя иметь в виду». В итоге порекомендовал меня в «Сатурн».
После Хаджимурадов играл в ФК «Росич», по приглашению земляка ездил в клуб из Сочи, пробовался в «Солярис». А в конце 2015 года появился вариант с Бразилией.
«Бразильские тренеры были в шоке»
- Как этот вариант возник: И почему такой экзотический?
- Была давняя мечта - побывать в Бразилии, в Рио-де-Жанейро. Так вышло, что в Бразилии живет мой дядя, Денис Каренкин. Мы с ним общались на протяжении многих лет. Жена у дяди бразильянка, а его тесть, сеньор Какау, когда-то играл за местную команду «Витория». При этом до сих пор имеет большое влияние в клубе. И вот дядя попросил сеньора Какау устроить мне просмотр. Переговоры прошли нормально, быстро дали добро. Я взял билет и улетел в Бразилию в начале 2016 года. Когда приехал, пришлось адаптировался к климату, на это ушло дней 15-20. Сначала было тяжело привыкнуть: у нас зима, а там сразу +40 градусов — ведь самая жара в январе-феврале. Потом состоялась встреча с тренерами, с директором клуба, они все были в шоке, что к ним русский футболист приехал. Первое что спросили: «Ты откуда? Где играл?» А еще требовали майку российского клуба.
- Любого?
- Да, хотели повесить на стену в клубном офисе, как памятный сувенир. Я конечно им подарил, что было. Сразу и журналист приехал из местной газеты, взял первое интервью, дядя выступал в качестве переводчика.
- Это интервью сопровождает фото, где вы в футболке «Анжи».
- Футболку подарил друг, который тогда играл в дубле — Магомед Гамидов. Я ее случайно в Бразилии надел. И все подумали, что я из «Анжи» приехал. Сразу спросили: «Ты с Роберто Карлосом и Виллианом тренировался?» Я шутил: «Да были тренировочки». Но если серьезно, я бы в Махачкалу не поехал в любом случае, слишком далеко от Москвы, друзей. Гамидов, например, в Испанию уехал. Да и остальные друзья теперь за границей, из России все разъехались.
«В команде называют Аршавиным»
- В том же материале написано, что ваши кумиры — Роналдинью и Аршваин. Правда?
- Журналист много от себя написал. Про Аршавина я не говорил. Но в Бразилии вообще кроме него не знают никого из российских футболистов. Еще Черышева вспомнили. Меня иногда называют Аршавин. А еще «руссо». Говорю: «Тимур я! Ноу, руссо!». Нам так удобнее», - отвечают.
- Есть вообще российский игрок, который вам нравится?
- Дзюба. Мы как-то общались, ходили вместе заниматься легкой атлетикой в манеж братьев Знаменских. Это было летом, когда Артем собирался переходить в «Зенит». Дзюба хороший парень, общительный, простой. И как игрок сильный. Надеюсь, из «Зенита» уедет в Европу.
- Сколько баек от Дзюбы выслушали?
- Он много шутил, веселый. Но мы все-таки на тренировках концентрировались.
«На первой тренировке меня позвали в круг молиться»
- На какой срок заключите бразильский контракт?
- Пока точно не знаю. Когда вернусь с рабочей визой, подпишу все бумаги. Мне говорили, соглашение примерно на два года, может, чуть меньше.
- Что по зарплате?
- Конкретную сумму не называли, но знаю, что футболисты получают от 500 до 1,5 тысяч долларов. Конечно, большое значение имеет уровень дивизиона, спонсоры. Одноклубники уже спрашивали, зачем я приехал в Бразилию из богатой России. И дивились, когда отвечал, что для меня сумма заработка не важна. Знаете, некоторые хотят путешествовать по всему миру. А я хочу узнать уровень футбола во всем мире.
- Где живете? Вместе с дядей или отдельно?
- Сначала жил у дяди. Но потом клуб пообещал, что будет снимать квартиру.
- Чем известен город Витория?
- Много портов и заводов. Но картинка все равно красивая. Дядя показал местные монастыри. Бразильцы же очень религиозные. Например, перед первой тренировкой игроки позвали меня молиться. Встали в круг, и начали читать одним голосом молитву. Что оставалось делать, тоже встал в круг. Мне потом сказали: «Учи язык, молитву, будешь с нами читать».
- И как, выучили?
- Пока нет, там очень много.
- На воскресные мессы не звали?
- Нет, но мы с дядей побывали в самой главной церкви, которая находится между двух городов, прямо на горе, оттуда сумасшедший вид открывается. Мне все говорили, что Бразилия - криминальная страна. Но я много раз прогуливался, ничего не украли. Правда мы и живем прямо у набережной. Может, где-то что-то и творится, но мы не видим. Пока одна радость.
«Тренируемся на полицейской базе»
- Как тренироваться в постоянные +30?
- Я привык к такому климату. Сами бразильцы, даже темнокожие, мажутся кремами от солнца. Я в первые дни ничего не делал. Они на меня странно смотрели, спрашивали, почему не использую крем. Потом, когда в феврале была самая жара, у меня какие-то пятна пошли, ну, я тоже стал пользоваться кремом. А климат переношу спокойно.
У нас сейчас стадион реконструируют, и тренировки проходят в разных местах. Бывает в полицейском участке, точнее на их базе. Она за городом, там учения проходят. Причем поля у полиции большие, настоящие. Как-то раз возле поля обезьянки пробегали. Так меня ребята сразу окликнули: «Смотри, руссо, у тебя в Москве такого нет!».
- Вы в товарищеских матчах играли?
- Я был чуть больше месяца на просмотре, участвовал в двух товарищеских встречах. Первая — против команды из города Вила Велья. Сразу понял, что тут все делают на поле очень быстро. До того, как принять мяч, нужно придумать, куда его потом отдать. Иначе окружают сразу несколько игроков соперника. Это хорошая практика, развивает скорость мышления. Второй матч был против сборной штата Эспириту-Санту. Отыграл первый тайм, но меня почему-то упорно ставили нападающим. Хотя много раз говорил тренерскому штабу, что привычнее в полузащите. Ничего страшного, все равно хорошо себя проявил. И за мяч цеплялся, и голевые пасы отдавал — это же моя основная работа.
- Говорите, нужно быстро пас отдать. А как же бразильский дриблинг, индивидуальное шоу?
- На тренировках только с мячом, бразильцы балуются много. Иногда между собой на спор играем. Например, такие задания: обведи двух, трех футболистов, попади в девятку, попади в перекладину два-три раза подряд.
- Что за это бывает?
- На газировку играют, на шоколадки. Пока только на еду, не на деньги.
«Футболки «Фламенго» жгли прямо на трибуне»
- Что за тренер в «Витории»? По фото создается ощущение, что он раньше тренировал команду по американскому футболу.
- Мощный, да. Постоянно качается, поддерживает форму. Мы с ним немного общались, всегда меня хвалит: «Молодец, руссо, молодец!»
- По-русски говорит «молодец»?
- Нет, но я его научу! Хороший тренер, мотиватор, всегда поддерживает игроков. А предыдущий специалист - он ушел совсем недавно - хорошо знаком с сеньором Какау, они вместе играли за «Виторию».
Кстати, с сеньором Какау ездили в соседний городок Кариасика на матч «Боавишта» — «Васко да Гама». Стадион был переполнен, «Васко» тут очень популярен. В Кариасику съехались болельщики со всех ближайших городов. Уже и мест на трибуне не было, а толпы продолжали подходить. Может, на крыше смотрели, не знаю. Вообще «Васко» и «Фламенго» — два самых популярных клуба, а их болельщики — лютые враги. В этот раз футболки «Фламенго» жгли прямо на трибуне во время матча. А по «Васко» так скажу: посмотрел на полузащитников из этой команды, и сказал сеньору Какау: «Я бы лучше сыграл, чем их 7-й номер».
«Можно вас сфотографировать?»
- Про футбол понятно. Что в быту удивило?
- Все очень дружелюбные. Одним жестом - большой палец вверх - все проблемы можно решить. Одноклубники мне пытаются что-то на английском объяснять. Хотя таких, кто знает язык, мало. За два месяца научился понимать португальский, но мало что могу сказать. Если возникает трудная ситуация, звоню дяде. Он первые тренировки четыре мне все переводил.
- Бразильцы в России с продавцами объяснялись жестами. Как у вас было в Бразилии?
- Просто показывал на картинку в ресторанных меню. Но мне еще что-то говорили, может, дополнительные блюда предлагали. А я только смотрел и улыбался, и снова показывал на картинку. Ну, бразильцы догадывались, что ничего не понимаю. Хотя мне многие говорят: «Смотрим на тебя, и думаем, что ты местный, иногда говоришь с правильным акцентом».
- Русские в Витории — экзотика?
- Да, очень мало. Дядя говорил, ему два-три человека попадалось. Запомнилась история, как меня попросили в фотосъемке поучаствовать. Вышли с дядей в продуктовый магазин, я оделся как обычно. А на набережной шли съемки моделей с красивым видом на океан. Мы проходим, ко мне подбегает стилист, спрашивает: «Можно вас сфотографировать?» Дядя подключился к разговору, объяснил, что я из России. Все очень удивились, начались расспросы. Потом попросили поработать для них моделью. Рассказали, что я красочно одет, образ как раз подходит тематике. После съемок записали мои данные, спросили контактную информацию.
- Как вам местная пища?
- Питался только в ресторанах недалеко от дома. Очень понравились жареные бананы. А еще фейжао — фасоль. В основном ее и начал есть.
Напоследок Тимур вспомнил еще одну историю, политическую.
- Я еще на демонстрации побывал, это незабываемо. Огромные толпы народа, над нами постоянно летают вертолеты, полиция вокруг, но ведет себя спокойно, не вмешивается. Все одеты в желто-зеленое, с национальными флагами. Красота! Есть у бразильцев пунктик: когда на ТВ говорят про президента страны Дилму Русеф, или она сама вступает, люди берутся за ложки, другие предметы и начинают колотить по кастрюлям. Грохот стоит невероятный!
http://www.sovsport.ru/gazeta/article-item/897014